Думаю, каждый из вас сталкивался с такой проблемой: начинаешь заниматься какой-то духовной практикой, медитацией, молитвой, чтением книг или чем-то еще и понимаешь, что не можешь сосредоточиться. Ум отвлекается, или появляется какая-то спешка: хочется чего-то достичь побыстрее, нужен результат, «почему все так долго?».
Все это возникает из-за нашей привычки делать все так, как наши любимые чувства подсказывают. В действительности мы очень много времени, много жизней занимались лишь тем, что делали так, как говорят нам наши чувства и ум. Мы настолько к этому привыкли, что не замечаем, что мы находимся в рабстве у этого.
И когда человек в какой-то момент вдруг начинает делать что-то, что чувствам не нравится, они говорят: «Ты что, вообще?!» – и начинают бить этого человека. В этот момент мы понимаем, что, оказывается, жить свободным человеком – это не просто. Поэтому духовную практику называют аскезой. Аскеза связана с огнем, с нагреванием, т.е. человеку приходится терпеть, ему приходится прилагать усилия для того, чтобы практиковать духовность – то, что он хочет делать.
И как это проходит, как уменьшаются эти тенденции постоянно отвлекаться от духовной практики? Есть два момента.
С одной стороны, это наш образ жизни. Если у нас такой образ жизни, что мы постоянно попадаем в ситуации, где активируются наши страстные желания, наш беспокойный ум приходит в еще большее беспокойство, то, конечно, мы осложняем себе жизнь. Поэтому духовные учители рекомендуют вести такой образ жизни, чтобы меньше соприкасаться с теми вещами, с какими-то людьми, с какими-то местами, с сайтами в интернете, которые будоражат наш ум. Если это делать, то ум будет более спокойный.
С другой стороны, регулярное погружение в духовную практику будет увеличивать наш интерес, желание и, соответственно, внимание к духовной практике.
Какое-то время будет борьба, но это борьба благотворная. Если человек продолжает прилагать усилия, бороться, постепенно эта борьба закончится нашей победой.